Туннели, Метро
Согласно п. 5.6.3.3. СП 32-105-2004 "Метрополитены" необходимо предусматривать защиту от коррозии обделок. Тип гидроизоляции обделок разных видов определяются следующими факторами:
- инженерно-геологическими условиями строительства;
- величиной гидростатического давления;
- наличием агрессивных воздействий внешней среды;
- типом обделки;
- возможностями обеспечения водонепроницаемости бетона при принятой технологии ведения строительных работ;
- другими производственными условиями.
Любая подземная конструкция с точки зрения гидроизоляции включает в себя вертикальную и горизонтальную изолируемые плоскости, а именно следующие элементы тоннеля:
- Лоток;
- Стены (правая и левая);
- Свод;
- Торец
Конструкции обделок тоннелей закрытого способа производства работ.
При закрытом способе производства работ изолируемая обделка, выполненная из металла (чугун) или железобетона, собирается из колец, а кольца из элементов (блоков или тюбингов). Число элементов в кольце зависит от его диаметра и конструкции обделки.
Для перегонных тоннелей метрополитена приняты стандартные размеры колец из чугунных тюбингов: ширина в продольном сечении1 м, наружный диаметр 5,5 м, а внутренний диаметр 5,1 м, высота бортов 0,2 м.
Бетонные монолитные обделки тоннеля сооружают из монолитного бетона с использованием переставной опалубки. Для перегонных тоннелей метрополитена принято круговое очертание таких обделок с внутренним диаметром 5,5 м.
Конструкции обделок тоннелей открытого способа производства работ.
При открытом способе производства работ обделки выполняются из сборного железо-бетона ( редко монолитного) прямоугольного очертания рамной конструкции. Они могут быть одно-, двух— и многопролетными. Сборная обделка тоннеля открытого способа работ состоит из укрупненных блоков (стенового, перекрытия и лоткового). Отдельные блоки соединяют путем сварки выпусков арматуры, стыки между блоками и швы между секциями омоноличивают или зачеканивают расширяющимся цементом.
Для перегонных тоннелей метрополитена приняты стандартные размеры секции длиной 1,5 м, высота 5 м, ширина 4,4 м, масса 13,3 т.
Таким образом, средний периметр одного кольца гидроизоляционного полотна равен 17,2 м
С учетомнахлеста (k = 1.14) в месте стыка длина рулона гидроизоляции должга составлять около 19,6 м. Рулоны материала АЛЬКОРПЛАН для гидроизоляции подземных сооружений выпускаются длиной 20 м, что оптимизирует расход материала и ускоряет процесс монтажа.
При традиционном способе сооружения тоннелей сборные обделки могут обжиматься нагнетанием песчано-цементного раствора в зазор
между наружной поверхностью обделки и внутренней поверхностью выработки, пройденной в породе.
В определенных условиях (в устойчивых, обладающих достаточной прочностью грунтах) может быть применен и другой способ — обжатие обделки в грунт. Плотное прижатие блоков обделки к контуру выработки исключает процесс первичного нагнетания, уменьшает или исключает осадки земной поверхности, улучшает устойчивость породного массива. Для обжатия обделки в породу необходимо, чтобы выработка имела правильный контур, совпадающий с наружным контуром обделки. Такой контур выработки получают при использовании проходческих механизированных щитов в плотных устойчивых грунтах.
Гидроизоляция горизонтальной части (лоток):
В качестве горизонтальной изолируемой поверхности может служить лотковая часть тоннеля или перекрытие. При этом в состав работ по устройству гидроизоляциивходит следующее:
- Укладка на бетонную поверхность защитного слоя геотекстиля с плотностью мин. 500 г/м2;
- Монтаж ПВХ мембраны «Алькорплан»;
- Укладка защитного слоя геотекстиля с плотностью мин. 500 г/м2 ;
- Укладка полиэтиленовой пленки;
- Устройство защитного слоя из мелкозернистого бетона В25 или цементно-песчаной стяжки
Гидроизоляция вертикальной части:
Покрытиена вертикальной поверхности включает:
- Защитный слой геотекстиля с плотностью мин. 500 г/м2;
- ПВХ мембрану «Алькорплан»,защитный слой с плотностью мин. 500 г/м2;
Способ работ, конструкция тоннельной обделки | Открытый | Закрытый | ||
Нелимитированный котлован | Лимитированный котлован | Без первичной обделки | С первичной обделкой (новоавстрийский способ) | |
Количество слоев ремонтопригодной системы | 1 | 2 | 2 | 2 |